Стоит ли ругать их за подобное поведение? Ведь любого из нас могут
захватить отрицательные эмоции, другое дело, что в большинстве своем мы
умеем сдерживать гнев или выражаем свои чувства в более приемлемых для
окружающих формах. Так что задача родителей не «отучить» детей
сердиться, а научить их управлять своими чувствами.
Наиболее сильные проявления гнева характерны для маленьких детей. В
отчаянном плаче грудного младенца нетрудно расслышать злость и
возмущение. Причина проста – малышу в чем-то отказывают, его не
понимают, и это раздражает. Дети, безусловно, более ранимы, чем
взрослые. Их легко обидеть или обмануть, поэтому в большинстве случаев
гнев провоцируется незащищенностью, беспомощностью, тревогой и обидами
ребенка. Выражают его дети с помощью плача, крика, топая ногами, ломая
или швыряя вещи.
Сильное влияние на способ выражения гнева оказывает и отношение
к нему окружающих. В обществе преобладает установка: «Не злиться или не
показывать, что злишься!» Дети очень рано понимают необходимость
научиться подавлять гнев, испытывая вину за собственную злость. Наблюдая
же проявления гнева с экрана телевизора – преступления, войны, драки,
ребенок начинает его бояться. Гнев становится чудовищем, которого надо
избегать, подавлять. Малыша, активно и часто проявляющего злость,
считают агрессивным, а его поведение называют асоциальным. Но, что
интересно, такое поведение рождается именно из подавленного чувства
гнева.
Подрастая, дети начинают «сбрасывать» отрицательную
эмоциональную энергию, протестуя с помощью сарказма или оскорбляя
окружающих. Бывает, что подавленные отрицательные эмоции проявляются в
виде тика, энуреза, заикания. И психологи, и родители знают, что
избавиться от этих невротических реакций бывает очень и очень сложно.
Бывает и так, что очень вспыльчивый ребенок старается
сдерживаться на людях, например, в школе, но дома срывается, «отрываясь»
по полной программе: устраивает истерики, скандалит, грубит родным,
дерется с братьями и сестрами. Такое проявление агрессии не приносит ему
желаемого облегчения. Он недоволен случившимся и чувствует себя еще
более виноватым. Напряжение увеличивается вдвое, и следующий срыв бывает
более бурным, продолжительным. Одна из наиболее часто встречающихся
форм выражения гнева и протеста – истерика. Это и способ чего-то
добиться от родных, и результат накопленного напряжения, стресса,
волнения – срыв. Особенно подвержены таким срывам дети подвижные,
активные, возбудимые, впечатлительные.
Во власти аффекта
Детская истерика – тяжелое испытание для терпения и нервов
родителей. Почти у всех детей рано или поздно начинается период истерик.
Одни «закатывают» их в крайних случаях, у других – это явление
регулярное. Принято считать, что частые истерики свидетельствуют об
избалованности ребенка. В результате, большинство родителей стараются
относиться к нервному малышу строже: наказывают его за истерики, но...
Тем самым провоцируют его на большие и более частые срывы. То есть
добиваются прямо противоположного результата.
Универсального способа «борьбы» с истериками, к сожалению, нет.
Лучше всего: не допускать ее вообще. Отвлечь, не настаивать «в лоб»,
если есть время, превратить все в игровую ситуацию, перевести в шутку.
Как? Постарайтесь в общении с крохой избегать приказных форм, например,
ребенок отказывается переодеть надетую наизнанку кофточку. Скажите ему
приветливо, с улыбкой: «Ой, а почему кофточка от нас отвернулась? Она
такая красивая, ей не хочется смотреть, что происходит вокруг? Давай ей
поможем, повернем лицом к нам!»
Ну, а уж если истерику не удалось избежать, то ее лучше
переждать. Начавший «истерить» ребенок иногда сначала не хочет, а потом
уже и не может успокоиться, остановиться. Если ситуация позволяет, лучше
оставить ребенка «вопить» в одиночестве. Так он быстрее успокоится, а
родители сберегут нервы. Иногда взрослые сами провоцируют
возникновение истерик у дочери или сына. Так, нередко устраивают
истерики старшие дети, испытывая нехватку внимания со стороны родителей,
ревнующие их к младшему брату или сестре. Такая истерика – своего рода
протест, попытка вернуться в детство, крик отчаяния. Учимся владеть
собой
Сталкиваясь с детским гневом, родители ведут себя по-разному.
Одни из них помогают детям осмыслить свои эмоции и конструктивно их
выражать, другие игнорируют гнев, третьи осуждают малыша за подобные
чувства, четвертые согласны с тем, что дети имеют право злиться,
выходить из себя, а потому никак не реагируют на эти проявления. Исследования
показали, что дети, которым родители помогали справиться с
отрицательными эмоциями, обгоняют своих сверстников в интеллектуальном и
физическом развитии. Поэтому психологи склоняются к мысли, что для
полноценного развития взрослые должны позволять своему чаду время от
времени «выпускать пар». Дети, которые испытывают частые приступы гнева и
не умеют найти этому чувству правильный выход, становясь взрослыми,
испытывают множество неудобств из-за своей гневливости. Им бывает трудно
общаться с друзьями, сохранить работу, а их браки часто распадаются. Специалист
по семейному и детскому консультированию Вайолет Оклендер обращается к
родителям с такими словами: «В минуты сильного гнева мне становится
легче, если я двигаюсь, топаю ногами, кусаю ногти или усиленно жую
резинку. Я знаю также, что, сдерживая невыраженные чувства, я не могу
как следует сконцентрироваться на чем-либо другом». Раз и навсегда
стоит понять, что научиться управлять отрицательными эмоциями не значит
никогда их не испытывать! И именно родители должны помочь детям
научиться сдерживать или перенаправлять эмоциональные реакции. В таком
случае гнев станет движущей силой, способом преодоления препятствий или
средством, позволяющим постоять за себя и других. Так, родителям
стоит помнить, что ребенок имеет право выражать свои отрицательные
эмоции. Просто делать это он должен не с помощью визга или тумаков, а
словами. Надо сразу дать понять малышу, что агрессивное поведение
никогда не принесет выгоды. Постарайтесь научить ребенка говорить о
своих переживаниях, называть вещи своими именами: «Я рассердился, я
обиделся, я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать
гнев, но выскажите свои чувства громко и сердито, например: «Я поражен и
обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым – он
будет так же вести себя с другими детьми. Чем сильнее будет агрессия с
вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея
возможности ответить своим непосредственным обидчикам – родителям, сын
или дочь отыграется на кошке или побьет младшего.
Кроме того, вспыльчивым, эмоционально неустойчивым детям можно и
нужно предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного
гнева: Предложите ребенку лучше остаться одному в комнате и
высказать громко вслух все, что накопилось в адрес того, кто его
разозлил. Предложите малышу, когда сложно сдержаться, бить ногами и
руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать
консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, бить по кровати или писать
на бумаге все слова, которые хочется высказать в гневе. Успокоиться
помогают глубокие вдохи или счет до десяти, прежде чем что-то сказать
или сделать. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать
под нее. Можно предложить ребенку нарисовать чувство гнева.
Агрессия часто находит выражение в творчестве или играх.
Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о
том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них
всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и
объяснить им причины своих поступков – это способствует развитию чувства
ответственности за свое поведение. Последнее – важно, чтобы в
будущем у маленького человека не было проблем в общении. Помните, что
истерика – это в первую очередь проявление отчаяния ребенка, не
знающего, как справиться с ситуацией. Малыш в буре эмоций ничего не
способен ни понять, ни услышать, ни тем более изменить. Все дальнейшие
выяснения откладывайте на момент полного успокоения.
Не следует сидеть рядом с ребенком и ждать развития истерики.
Так многие родители «заводятся» и сами шлепают вопящего малыша, начинают
тоже кричать. Корить себя за подобные срывы не стоит, но лучше сразу
уйти от ребенка, переждать «бурю». Изоляция – лучший способ борьбы с
подобными явлениями. Всех, кого маленький агрессор может обидеть в
приступе аффекта (кошку, младшего брата), надо тоже изолировать. Не
стоит наказывать сына или дочь за истерики, но и выполнять все его
требования, лишь бы не допустить скандала – тоже не надо. Иначе вы
спровоцируете вести себя подобным образом всегда, когда им что-то от вас
понадобится. Иногда очень полезно настоять на своем. Так, если надо
уйти – уходите, взяв себя в руки, не оборачиваясь на истошный крик.
Скорее всего, малыш быстро утешится. Если ребенок устраивает
истерики только с вами, а с остальными ведет себя «прилично»,
постарайтесь понять, что родственники, друзья делают не так, как вы?
Может быть, они просто меньше времени проводят вместе, например, папа
все время занят. А вы «заставляете» чадо одеваться, убираться и делать
прочие неприятные вещи? В таком случае неплохо было бы наиболее
проблемные ситуации взаимодействия с ребенком перепоручить тем, с кем он
ведет себя более спокойно. Бывает и так, что окружающие, на ком
кроха «не пробует» свои истерики, просто меньше «ведутся» на такое
поведение малыша, не обращают внимания. А раз нет зрителя, то...
Правильно, зачем растрачиваться. В любом случае в общении с ребенком
вам необходимы: твердость, доброжелательность и терпение.
Если у вас есть желание помочь сайту - щелкните пожалуйста по любой из рекламных ссылок! Будем Вам очень благодарны!
При копировании материалов активная ссылка на сайт //rainbowhappy.ucoz.ru/ обязательна!
Копирование и публикация авторских материалов и изображений - только с согласия автора.
Администрация не несет ответственности за размещеные пользователями материалы.
Если Вы являетесь автором размещенных на сайте материалов и не желаете, чтобы они у нас находились, свяжитесь обязательно с администрацией! Вопрос будет решен!