С первых часов жизни маленького человека питание становится его насущной потребностью. Ребенок на первом году растет так быстро, как нив каком другом возрасте расти не будет, поэтому правильное вскармливание и нормальная работа пищеварительных органов в этот период особенно важны. Организм новорожденного чрезвычайно восприимчив к нарушению питания. Стремление наилучшим образом организовать вскармливание является неотъемлемой счастью материнства, но порой мамам не хватает знаний об особенностях пищеварения детей на первом году жизни.
Экскурс в физиологию
На протяжении всего периода внутриутробного развития пищеварительная система плода находится в состоянии относительного бездействия. Плод получает необходимые для его роста и развития питательные вещества с материнской кровью, поступающей через плаценту. После пересечения пуповины прекращается поступление питательных веществ этим путем, и возникает потребность в питании через рот.
Полость рта у новорожденного ребенка небольшая, достаточно хорошо развиты жевательные мышцы. Кроме этого, у новорожденного имеются особые жировые комочки в толще щек и особое строение слизистой губ, предусмотренные для облегчения акта сосания и обеспечивающие наиболее плотное захватывание ртом ребенка соска груди. Сосательный рефлекс у здоровых доношенных новорожденных детей сформирован полностью, однако для его укрепления необходимо как можно более раннее прикладывание ребенка к груди, буквально в первые минуты жизни. Если вследствие каких-то причин ребенок в первые часы жизни получает питание через соску, то мышцы полости рта «запоминают» форму соски, и формируется так называемое «сосковое» сосание. Это может значительно осложнить привыкание ребенка к материнской груди.
Еще одной особенностью пищеварительной системы новорожденного является то, что слюнные железы, находящиеся в полости рта, развиты слабо, вследствие чего слюны выделяется мало, и слизистая рта увлажняется недостаточно. Сухость слизистой рта делает ее уязвимой для мелких повреждений и инфицирования. Более легкому инфицированию способствует еще и то, что у новорожденных практически полностью отсутствует выработка иммуноглобулинов класса А - антител, отвечающих за местную защиту слизистых оболочек, в том числе и полости рта. Не случайно у детей первых месяцев жизни столь часто развивается молочница – воспалительное заболевание слизистой рта, обусловленное дрожжевыми грибками рода Кандида.
Молочница становится причиной появления у ребенка неприятных, вплоть до болезненных, ощущений при сосании. Малыш может плакать во время кормления, отказываться брать грудь. Питательной средой для роста этих грибков является молоко, поэтому при появлении во рту ребенка (на слизистой щек, губ и языка) белого творожистого налета необходимо после каждого кормления удалять остатки молока ватным тампоном, смоченным в растворе питьевой соды (1/2 чайной ложки на стакан воды). Для этого в аптеке надо приобрести стерильную вату и использовать ее только для обработки рта. Но проводить эту процедуру можно только после консультации с врачом: при появлении признаков молочницы необходимо обратиться к педиатру.
Желудок новорожденного ребенка расположен горизонтально. Сфинктер (мышечный «замок») его входной части развит слабо, а сфинктер, отделяющий желудок от тонкого кишечника (привратник), наоборот, достаточно хорошо. Именно поэтому у малышей так часты срыгивания. Объем желудка у новорожденного ребенка очень невелик и составляет всего 30 мл, но постепенно, по мере роста малыша, увеличивается и вместимость его желудка – в месяц желудок вмещает уже около 100 мл, в три – 150 мл, к шести месяцам – 200 мл, к году – 250 мл. В соответствии с этим и должен быть организован режим вскармливания.
Пищеварительные железы желудка новорожденного вырабатывают желудочный сок, но активность пищеварительных ферментов снижена, поэтому пища, которую получает младенец, должна быть легкоусваиваемой и легкоперевариваемой.
Кишечник новорожденного имеет большую длину по отношению ко всему телу, чем у взрослых. Двигательная активность желудка и кишечника детей первых месяцев жизни снижена вследствие слабости мышц, чем объясняется склонность малышей этого возраста к запорам. Однако к четырем месяцам двигательная активность кишечника улучшается, что проявляется нормализацией стула и постепенным прекращением срыгиваний.
После рождения кишечник ребенка заполнен меконием – густым первородным калом очень темного цвета. Он скапливается в кишечнике плода на протяжении всего периода внутриутробного развития и выделяется в течение первых двух дней жизни малыша. Кишечник на момент рождения стерилен, его заселение бактериями начинается с первых часов жизни крохи и проходит несколько стадий. Первая стадия микробного заселения очень важна, потому что от того, какие именно бактерии проникнут в стерильный кишечник еще совершенно не знакомого с микробами ребенка, во многом зависит здоровье малыша не протяжении многих месяцев и лет. Прикладывая ребенка к груди в первые минуты его жизни, помещая только что родившегося малыша рядом с матерью, мы даем возможность его кишечнику заселяться микроорганизмами материнского организма, что создает основу для правильного формирования микробного пейзажа.
Печень на протяжении всей жизни играет огромную роль в осуществлении процесса пищеварения, выделяя желчь, которая участвует в переваривании пищи в тонком кишечнике. В раннем возрасте ребенка печень выделяет желчь в малом количестве, поэтому включение в рацион малыша избыточно жирной пищи может привести к нарушению пищеварения. Кроме выработки желчи, печень играет основную роль в обезвреживании токсинов. Учитывая функциональную незрелость печени на протяжении первых месяцев жизни ребенка, следует с особой осторожностью подходить к приему медикаментозных препаратов как самим младенцем, так и кормящей матерью.
Как и чем кормить?
Принимая во внимание все возрастные особенности пищеварительной системы новорожденного, нельзя усомниться в целесообразности и жизненной необходимости грудного вскармливания с самых первых минут жизни ребенка. Материнское молоко наилучшим образом подходит для кормления малыша. Его состав так сбалансирован, что это питание усваивается легко, сведен к минимуму риск возникновения аллергических реакций. Кроме этого, материнское молоко имеет самую подходящую температуру и в норме стерильно, что делает процесс кормления удобным и для мамы, и для малыша.
В первые трое суток после родов из молочных желез матери выделяется молозиво. Его состав отличается повышенным содержанием белка и более высокой энергетической ценностью, чем зрелое молоко. Это имеет смысл потому, что количество молозива невелико, объем желудка новорожденного ребенка очень мал. Получая в первые сутки жизни около 10 мл молозива в одно кормление, ребенок удовлетворяет свои потребности в питательных веществах, никакого докармливания малышу не требуется. Молозиво является поистине бесценным продуктом для вскармливания детей первых дней жизни по той причине, что оно содержит иммуноглобулины (антитела) ко многим инфекционным заболеваниям, которыми переболела в течение своей жизни мать. Получая молозиво, ребенок получает своеобразную прививку от этих заболеваний.
В среднем с четвертого дня после родов из молочных желез матери начинает выделяться переходное молоко. Постепенно увеличивается объем желудка новорожденного, и вместе с ним растет и количество молока, выделяющегося из молочных желез. Содержание белков в его составе уменьшается, постепенно повышается содержание углеводов, энергетическая ценность приближается к таковой зрелого молока, которое вырабатывается с конца второй недели после рождения ребенка. Таким образом материнский организм регулирует соответствие состава и количества молока потребностям новорожденного. В период становления лактации очень важно совместное пребывание матери с ребенком для того, чтобы она имела возможность прикладывать новорожденного к груди в свободном режиме по требованию. Этим самым стимулируется лактация и обеспечивается привыкание ребенка к груди матери.
С рождения и до исполнения ребенку четырех – пяти месяцев материнское молоко является единственным необходимым питанием для малыша. В тех случаях, когда молока вырабатывается недостаточно, необходимо продолжать кормить ребенка по требованию с обязательными ночными кормлениями до тех пор, пока лактация не улучшится. В тех редких случаях, когда гипогалактия (недостаточное количество молока в молочных железах) является первичной и истинной, приходится решать вопрос о введении докорма искусственными молочными смесями. Принятие такого решения – шаг очень ответственный. В любом случае необходима консультация педиатра для того, чтобы это решение было оправданно и целесообразно.
Сок да каша - пища наша Введение прикорма
Материнское молоко - идеальное питание для младенца. Но ребенка невозможно длительно вскармливать только грудным молоком: после 4-6 месяцев лактации пищевая ценность молока постепенно снижается, а аппетит у малыша растет, и его потребность в основных питательных веществах оказывается неудовлетворенной. Иногда сами мамы отмечают, что 4-6-месячный ребенок даже после высасывания достаточного ранее количества молока начинает капризничать, проявлять беспокойство, просыпаться по ночам вскоре после кормления. Часто случается, что именно в это время малыш начинает активно интересоваться «взрослым» столом. Все это свидетельствует о том, что организм ребенка нуждается в дополнительных источниках питания. К этому моменту обычно уже и зубки начинают резаться, и желудочно-кишечный тракт малыша достаточно подготовлен к восприятию новых видов пищи.
Поэтому вскармливание грудного ребенка на первом году жизни чаще всего включает в себя два основных периода: исключительно грудное вскармливание; переходное питание.
Период переходного питания, заключающийся во введении прикорма, - это время постепенного перехода от материнского молока к тому типу комплексного питания, который будет поддерживать организм ребенка, а потом и взрослого, все последующие годы. Это очень ответственный этап в жизни ребенка, поскольку для развития зрелых навыков питания малыш должен от сосания груди переходить ко все более сложной работе: он учится перекатывать пищу языком, глотать густую пищу, жевать, откусывать от большого куска. Если ребенка вовремя не научить этому, впоследствии у него могут возникнуть проблемы в усвоении «взрослой» пищи, на фоне которых возможны даже функциональные расстройства в работе желудочно-кишечного тракта! Можно сказать, что период введения прикорма - первый шаг к взрослению малыша. Основные правила Сроки и очередность введения продуктов прикорма зависят от особенностей развития ребенка, поэтому лучше обсудить их с диетологом или педиатром. Любой новый продукт следует вводить понемногу (начиная с 5-10 г). При хорошем глотании и усвоении прикорма, отсутствии аллергической реакции на продукт его можно давать регулярно, за 1-2 недели постепенно увеличивая объем до рекомендуемой дозы. Давать прикорм следует до кормления грудью (за исключением фруктовых соков - см. ниже). Лучше использовать детское питание промышленного производства, поскольку оно готовится из чистых, экологически безопасных продуктов и обогащается витаминно-минеральными комплексами. Не следует сразу вводить пюре или каши из нескольких компонентов. Для начала лучше придерживаться принципа монокомпонентности, чтобы при необходимости легче было выявить причину аллергической реакции. Постепенно рацион ребенка можно расширять, добавляя каждый новый компонент в течение 4-5 дней. Сроки и очередность введения продуктов
Вопросы, связанные с введением прикорма грудным младенцам, активно обсуждаются отечественными и зарубежными педиатрами. В некоторых случаях спорными остаются как сроки начала прикорма, так и очередность введения тех или иных продуктов питания. В последнее время врачи большинства развитых стран отказываются от практики раннего введения прикорма. С этих позиций пересмотрены сроки введения прикорма и в России (см.табл. 1). Следует отметить, что предлагаемая в Таблице 1 схема подходит только для здоровых детей, находящихся на естественном вскармливании.
Если у ребенка нет пищевой аллергии и проблем с кишечником, то первой пищевой добавкой может быть фруктовый сок. Сначала вводят, как правило, яблочный сок, начиная с нескольких капель. Если вы предпочитаете соки собственного приготовления, используйте яблоки только зеленого цвета. Натуральный сок следует разводить кипяченой водой в соотношении 1:1. Любой сок лучше давать во время или после кормления. При выборе соков следует учитывать их специфические свойства. Так, вишневый, гранатовый, черносмородиновый, черничный соки содержат дубильные вещества и оказывают закрепляющее действие. Их можно давать детям с неустойчивым стулом. Детям со склонностью к запорам полезны морковный, свекольный, абрикосовый, сливовый соки. Виноградный сок детям лучше вообще не давать, поскольку он содержит много сахара, который усиливает процессы брожения в кишечнике. С клубничным и цитрусовыми соками тоже стоит быть поосторожнее, поскольку они часто вызывают аллергическую реакцию.
Таблица 1 (таблица сбилась в кучу - последние цифры в продуктах соответствуют 9-12 мес и т.д в обратном порядке)
Примерная схема введения продуктов и блюд прикорма при естественном вскармливании детей первого года жизни ("Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни”, Методические указания МЗ РФ №225, 1999 г.)
Дневная норма продуктов и блюд Возраст, месяцы 0-2 3 4 5 6 7 8 9-12
Исходя из этих же принципов нужно вводить и фруктовое пюре - через две недели после введения фруктового сока.
Овощное пюре для начала лучше готовить из кабачка или цветной капусты. Нарежьте овощи кусочками - не слишком мелкими, чтобы питательные вещества не вываривались. Залейте минимальным количеством воды и варите (или, скорее, тушите) при закрытой крышке на слабом огне. Когда вся или почти вся вода выкипит, а кусочки овощей станут мягкими, протрите их через сито. Когда ребенок привыкнет к этим продуктам, ассортимент овощей следует расширить, постепенно вводя морковь, картофель, тыкву, репу, свеклу. В овощное пюре, в зависимости от возраста, хорошо добавлять желток, растительное масло, молоко, мясное пюре. За неделю количество овощного пюре можно довести до 100-150 г в день, заменив им одно из грудных кормлений. К возрасту введения овощного пюре (4,5-5,5 мес.) ребенок обычно уже переходит на пятиразовый режим кормления.
Еще одно кормление грудью постепенно заменяется с началом введения каши. Каши из многих злаков содержат большое количество вещества, называемого глютен (клейковина). Микрофлора кишечника у грудного ребенка еще не вполне сформирована, в ней может недоставать фермента, расщепляющего глютен. Продукты неполного расщепления глютена оказывают токсическое действие на стенки кишечника, поэтому предпочтение следует отдавать кашам, не содержащим клейковину, - рисовой, гречневой, кукурузной. Позже можно ввести и пшеничную (манную) и овсяную каши. В готовые каши нужно добавлять сливочное масло. При аллергии на коровье молоко каши нужно готовить на овощном отваре или разводить их специальной смесью (соевой или на основе гидролизата молочного белка).
Введение мясного пюре также лучше начинать с какого-то одного сорта мяса. Мясное пюре промышленного производства желательно покупать без овощных добавок, чтобы точно знать объем съедаемого ребенком мяса. Если мясное пюре готовится в домашних условиях, мясо следует подвергнуть двойному вывариванию: варить в течение 20 минут, затем бульон слить, вторично залить мясо горячей водой и варить до готовности. Мясной бульон не рекомендуется давать детям до двухлетнего возраста.
Примерно через месяц после введения в рацион ребенка мясного пюре можно начать давать ему рыбу (пюре). Однако учтите, что рыба может вызвать аллергию, поэтому вводить ее следует с осторожностью.
Кисломолочные продукты рекомендуется вводить в виде так называемых «последующих формул» - специальных молочных продуктов со сниженным содержанием белка коровьего молока (для уменьшения риска аллергии).
Цельное молоко до 9 месяцев используется только для приготовления различных блюд (овощное пюре, каши). Особенности введения прикорма в зависимости от состояния ребенка
Более раннее введение прикорма показано при рахите, железодефицитной анемии, упорном срыгивании, отставании в физическом развитии, а также при искусственном вскармливании.
Позднее указанного срока прикорм может быть введен при расстройствах пищеварения, в случае какого-либо острого заболевания. Во всех этих случаях решить вопрос о сроках введения того или иного продукта можно только совместно с лечащим врачом.
Введение прикорма и грудное вскармливание
Следует сказать, что при любой схеме введения прикорма расширение его ассортимента и количества происходит за счет вытеснения грудного молока, поэтому этот период нередко одновременно становится и началом отлучения от груди.
Вместе с тем, целесообразность максимально длительного использования материнской груди все-таки существует. Поэтому желательно сохранение хотя бы двух грудных кормлений в сутки, а также прикладывание к груди (по желанию ребенка) после дачи какого-либо прикорма.
Общий объем питания ребенка
Чтобы определить, сколько пищи требуется ребенку, можно воспользоваться следующей схемой: для 4-6-месячного ребенка совокупный объем всей потребляемой за день пищи должен составлять приблизительно 1/7 массы тела, а во втором полугодии жизни - 1/7-1/8. Не стоит насильно заставлять ребенка доедать все назначенное количество пищи, следует учитывать его потребности и аппетит.
Очень важно соблюдать режим кормления и не допускать «перекусов» между приемами пищи. Иногда можно видеть, как мама на улице предлагает ребенку сушку или баранку (а сколько их может быть за одну прогулку!), считая это абсолютно безвредным. Очевидно, что аппетит у такого ребенка легко можно «сбить»: он или снизится к моменту основного кормления, или наоборот, привыкнув постоянно что-то жевать, ребенок может съесть большое количество пищи. И в том и в другом случае деятельность пищеварительных желез нарушается, и у малыша могут возникнуть серьезные проблемы.
Если ребенок систематически съедает меньше положенного объема, его питание можно сделать более калорийным за счет приготовления более густой каши и супа-пюре, а в рацион, по назначению врача, дополнительно ввести творог, желток, мясо. Если же ребенок не насыщается положенным ему по возрасту объемом пищи, можно увеличить в его рационе количество овощей, фруктов, несладких соков.
В заключение я хочу повторить известную истину: здоровье наших детей - в наших руках. И огромную роль в том, каким вырастет ребенок, играет правильно организованное - причем с самого раннего возраста - питание. Ведь питание во многом определяет физическое развитие ребенка и тем самым - всю его дальнейшую жизнь.
Если у вас есть желание помочь сайту - щелкните пожалуйста по любой из рекламных ссылок! Будем Вам очень благодарны!
При копировании материалов активная ссылка на сайт //rainbowhappy.ucoz.ru/ обязательна!
Копирование и публикация авторских материалов и изображений - только с согласия автора.
Администрация не несет ответственности за размещеные пользователями материалы.
Если Вы являетесь автором размещенных на сайте материалов и не желаете, чтобы они у нас находились, свяжитесь обязательно с администрацией! Вопрос будет решен!